Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США впервые с начала конфликта прекратили поставки боеприпасов Израилю
Армия
Шойгу отметил успешное продвижение ВС РФ на красноармейском направлении
Политика
Лавров призвал мировое сообщество сплотиться против фашизма
Армия
Гранатометчики группировки войк «Запад» уничтожили бронетехнику и блиндажи ВСУ
Экономика
ЦБ обеспокоился размером комиссий за снятие средств с кредиток
Мир
В МИД Турции заявили об угрозе новых войн без решения вопроса по Газе
Общество
Синоптики спрогнозировали москвичам дождь и до +11 градусов 6 мая
Армия
Российские военные рассказали о процессе уничтожения техники ВСУ
Мир
В Палестине рассказали о последствиях израильских ограничительных мер
Мир
Мадуро заявил о подготовке США Гайаны для нападения на Венесуэлу
Армия
Ударная группа авиации ВКС РФ разгромила опорпункт ВСУ
Мир
Лавров не знает, с кем сейчас можно провести переговоры по Украине
Мир
ЕК не увидела дискриминации россиян в поправках к миграционному закону в Латвии
Мир
Консерваторы потеряли почти половину мест в советах Великобритании после выборов
Мир
Генерал НАТО предположил конец поставок оружия ВСУ в случае недостатка мобилизованных
Мир
МВД России объявило в розыск экс-главу МВД Украины Арсена Авакова
Экономика
Финэксперт рассказал о вредных советах по финансовой грамотности в соцсетях

На седьмом — Поднебесная: Китай завоевывает мировой прокат

В десятку международного бокс-офиса прорвались сразу четыре картины из КНР
0
Фото: China Film Co., Ltd.
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Если не считать пандемийного 2020 года, когда только Китай успел выпустить блокбастеры, лидерство сразу четырех картин производства Поднебесной в мировом бокс-офисе случилось впервые. Китайские релизы к маю занимают места с четвертого по седьмое в топе мировых сборов, а голливудские, в том числе «Дюна: часть вторая» и «Мадам Паутина», показывают результаты ниже ожиданий. По данным Artisan Gateway на начало апреля, совокупные кассовые сборы Китая с начала 2024-го составили $2,32 млрд. «Известия» разбираются, чем хороши китайские хиты и какие еще новинки 2024 года из Поднебесной могут попасть в мировой бокс-офис.

Юани в кассу

Мы уже писали о том, что США сдают позиции лидера кинорынка. После пандемии коронавируса первым фильмом-миллиардником стал «Человек-паук: нет пути домой» в 2021 году. А следом за коронавирусом в США пришли забастовки актеров и сценаристов. И вот, потенциальные хиты из-за переносов и заморозки съемок в итоге заработали сильно меньше, чем могли бы. В рейтинге мирового бокс-офиса «Дюна» может похвалиться кассой чуть меньше $700 млн, марвеловская же «Мадам Паутина» собрала лишь $97 млн. В 2023 году «Барби» еле дотянула до $1,5 млрд, а «Оппенгеймер» едва добрался до $971 млн.

А вот Китай, наоборот, завоевывает лидерские позиции в киноиндустрии. Еще в 2021-м поднебесный кинорынок обогнал США по кассовым сборам, и во многом это произошло благодаря картинам местного производства. В лидеры международного бокс-офиса КНР ворвалась как раз с такими фильмами. Трагикомедия «Живешь лишь раз» занимает четвертую строку: в мировом прокате картина собрала $479 млн. Вторая часть спортивной драмы «Пегас» с результатом $468 млн замыкает пятерку лидеров, а полный метр «Статья 20», заработавший $338 млн, значится на шестом месте. Мультфильм «Медведи-соседи: сквозь время и пространство» — на седьмой строке с кассой в $274 млн.

— Глядя на свежие и будущие релизы Голливуда, а также на состояние, в котором находятся американские кинотеатры, можно сказать, что киноиндустрии США еще предстоит долгий путь к восстановлению. Но китайский рынок пришел в себя гораздо быстрее. И Китаю больше не нужен Голливуд, чтобы зарабатывать на кино, — пишет эксперт Business Insider Трэвис Кларк.

Действительно, с 2019 года власти Китая жестче фильтруют выдачу прокатных удостоверений для иностранных релизов, в том числе от мейджоров рынка Disney и Marvel. Лишь в 2023 году в кинотеатрах Поднебесной вышло два супергеройских фильма («Черная пантера: Ваканда навсегда», «Человек-муравей и Оса: Квантомания») — впервые за четыре года. По данным Artisan Gateway на 1 апреля, совокупные кассовые сборы китайских кинотеатров с начала 2024 составили $2,32 млрд, но тут учитываются и фильмы совместного с другими странами производства, в том числе «Кунг-Фу Панда 4».

— Несмотря на большой объем китайского кинорынка, он остается непростым для зарубежных проектов, поскольку для него характерна протекционистская политика в области кинематографа и квоты на иностранное кино. Одним из инструментов входа на данный рынок может стать совместное кинопроизводство. Фильмы, выходящие в статусе копродукции с КНР, приобретают статус национальных фильмов, что способствует их продвижению на рынке Китая, и на них не распространяются квоты по прокату зарубежных картин, — рассказали «Известиям» в «Роскино».

Сегодня между КНР и Россией существует соглашение о сотрудничестве в области совместного кинопроизводства — его заключили еще летом 2017 года. Среди картин российско-китайского производства можно назвать «Тайну печати дракона» Олега Степченко с Джеки Чаном в главной роли и «Балет в пламени войны», к съемкам которого руку приложил Никита Михалков. А в начале февраля в российский прокат вышел боевик на основе реальных событий «Миссия в Москве» — о резонансном ограблении поезда Пекин–Москва, случившемся в 1993 году.

Смотреть нельзя пропустить

Релизы, вошедшие в топ, не сплошь блокбастеры, а картины для разной целевой аудитории. Например, второй «Пегас» — это сиквел одноименной спортивной драмы. Она оказалась настолько успешной, что по ней даже разработали сериал, вышедший в феврале 2024-го. В первой части (заработавшей в мировом прокате $255,8 млн) главный герой, автогонщик Чжан Чи был дисквалифицирован, но всеми правдами и неправдами смог вернуться на ралли. Первый «Пегас» заканчивается аварией, и зритель не знает, выжил Чи или нет. Но новинка возвращает персонажа к жизни и рассказывает, что случилось после: теперь он уже не гонщик, а тренер, едва сводящий концы с концами и берущий под крыло юный талант.

В «Пегасе 2» прекрасно отражен китайский менталитет, показана реальная жизнь как рабочего класса, так и богатого слоя Китая. Пусть новинка совершенно предсказуема, она по-прежнему остается интересным зрелищем. Химия между актерами поднимает фильм на новый уровень. Я бы сказала, это лента относится к категории вдохновляющих картин. Она такая же знакомая и приятная, как любимое блюдо, которое вновь и вновь заказываешь в ресторане, — пишет критик Culture Mix Online Карла Хэй.

А картина «Живешь лишь раз» — комедия со смыслом, вроде «Красотки на всю голову» Эбби Кон и Марка Сильверштейна. Режиссер Цзя Лин исполнила здесь главную роль. Ее героиня Лэйин по собственной воле стала аутсайдером и выбрала интровертный образ жизни, что в итоге привело к абсолютной деградации, безделью и серьезной степени ожирения. Встретившись с черной полосой, Лэйин понимает: пора что-то менять. Случай сводит ее с тренером по боксу, и этот спорт целиком меняет ее жизнь и личность — в лучшую сторону, к более уверенной версии себя.

Сам по себе «Живешь лишь раз» представляет собой юмористическую адаптацию японской драмы Масахару Такэ «Любовь за 100 иен», где героиня также возвращается к жизни, обретая себя заново через кулачный бой. Но Цзя Лин — известный китайский комик, и это преобразило идею японского оригинала. Ее героиня приходит к духовному и психологическому благополучию, и это замечательная метаморфоза, приправленная юмором. Любой, кто смотрел «Любовь за 100 иен» отметит недостаток драмы в пародийном ремейке, если так можно назвать «Живешь лишь раз». Но именно легкий тон обеспечил китайскому релизу многомилионный доход, — отмечает обозреватель Variety Гай Лодж.

Релиз «Статья 20» — на злобу дня. Название ленты отсылает к закону КНР о самообороне, который существует с 1979 года, но не пользуется популярностью, потому что юридические власти Китая не одобряют самозащиту, буквально рекомендуя пострадавшим просто бежать побыстрее. Главный герой, прокурор Хань Мин переживает личностный и профессиональный кризис. Как в семье, так и на работе его преследует несправедливость, во многом так или иначе вызванная несовершенной правовой системой Поднебесной, и он берется исправлять ее по мере своих возможностей.

Главная сила «Статьи 20» — это мощный, звездный актерский состав. Тон картины по ходу дела балансирует на грани остросоциальной драмы и комедии. Зарубежных зрителей это, возможно, будет раздражать. На самом деле, это отражение хаотичного образа жизни современного Китая. В конце, конечно, есть и минус: страстная речь Хань Мина в зале суда сродни голливудским клише. Но всё же, это важный момент, поскольку так фильм напрямую подчеркивает проблему самообороны в китайском законодательстве, — комментирует критик ScreenDaily Джон Берра.

«Статья 20» вошла в число еженедельных рекордсменов по кассовым сборам в материковом Китае в 2024 году. Лента лидировала две недели подряд: с 19 по 25 февраля (касса — 58 тыс. юаней, это $7,9 тыс.) и с 26 февраля по 3 марта (касса — 22,5 тыс. юаней, это $3,1 тыс). Это единственный фильм из китайских лидеров мирового бокс-офиса, который поставил такой рекорд на родине в этом году.

Наконец, мультфильм «Медведи-соседи: сквозь время и пространство» — опора китайской студии Fantawild Animation (азиатский Disney), которая уже долгие годы считается крупнейшим анимационным брендом Китая. Это франшиза, которую можно сравнить с российским «Маша и Медведь». Всего с 2012 года было выпущено 12 сезонов и 12 полнометражных мультфильмов серии о братьях-медвежатах, живущих в лесу.

В общей сложности, кассовые сборы всех фильмов «Медведей-соседей» составили более 7 млрд юаней (это около $963 млн) — беспрецедентный коммерческий успех в сфере китайской анимации. А бокс-офис мультфильма «Медведи-соседи: сквозь время и пространство» превзошел рекорд кассовых сборов, установленный предыдущей частью франшизы. Это сделало его самым успешным фильмом цикла.

Огласите весь список, пожалуйста

Основную кассу в Китае приносят фильмы, которые прокатываются в новогодние праздники. В России тоже действует это правило, но в Поднебесной есть нюанс: каждый год каникулы в Китае выпадают на разные даты. Например, в 2024 году они длились с 10 по 18 февраля. Но и тут нельзя забывать, что некоторые китайские компании дают своим сотрудникам еще недельку на отдых. Соответственно, людей, свободных от работы и учебы, становится больше, поэтому праздники — всегда перспективный вариант собрать побольше денег в кассу.

Но и май будет богат на зрелищные китайские релизы, которые вполне вероятно станут кандидатами на места в топе мирового бокс-офиса. Например, «Осада Коулуна» — это криминальный боевик, щедро сдобренный кулачными боями и подпольными азартными играми. Его премьера ожидается в рамках параллельной программы Каннского кинофестиваля 14–15 мая. Это отчасти историческое кино: крепость Коулун была хорошо укрепленным фортом в британском Гонконге, но с 1930-х Пекин потерял над крепостью контроль, и вплоть до 1990-х здесь правила китайская мафия — так называемые «триады». На их образе жизни и уличных законах 1980-х как раз построен сюжет.

Другой релиз, который тоже дебютирует в Каннах, но в основной программе — «Поколение романтиков». Это драма в стиле ленты «Один день» или «Перед рассветом» (и следующие две части франшизы). По сюжету, двое влюбленных в течение 20 лет разлучаются и вновь встречаются. Режиссер новинки — Цзя Чжанкэ, обладатель «Золотого льва» 63-го Венецианского кинофестиваля за фильм «Натюрморт». Чжанкэ носит репутацию ключевой фигуры так называемого «Шестого поколения» китайского кино. В первую очередь он любим мировыми критиками, поскольку показывает в своих работах современный Китай без иллюзий и прикрас.

Но, если учесть юмористическую составляющую в каждой из четырех картин, вырвавшихся в мировой бокс-офис, можно предположить, что рекордсменами могут стать и фильмы с комедийной линией внутри, без привязки к престижным киносмотрам. Например, блокбастер «Команда миротворцев» о китайских военных, которые выполняют особые миссии за рубежом. Или криминальная комедия «Нет ничего такого, что не мог бы решить котелок хого». Название отсылает к популярному в Азии сериалу «Роман тигра и розы», а в центре сюжета — четверо незнакомых друг с другом людей, волею случая оказывающимися вовлеченными в дело об убийстве.

инфографика

Примечательно, что несмотря на обилие собственного контента, Китай традиционно был лидером по зарубежным кинотеатральным сборам российских фильмов. Успешно показывали в КНР «Движение вверх», «Т-34», «Уроки Фарси», «Снежная королева 3: Огонь и лед», «Снежная королева. Зазеркалье». Как рассказали «Известиям» в «Роскино», в 2023 году количество лент из России в Поднебесной снизилось.

В 2023 году в КНР в прокате шли три российских фильма: «Смертельные иллюзии», анимационные фильмы «Большое путешествие» и «Волки и Овцы: бе-е-е-зумное превращение». А 15 марта 2024 года в китайском прокате стартовала космическая драма «Вызов» Клима Шипенко. Прокат продлится два месяца, — отметили в «Роскино».

При этом, несмотря на снижение сборов российских фильмов в китайском кинопрокате, контент из России, а особенно анимация, востребована VOD-платформами и ТВ-каналами Поднебесной, отмечают в «Роскино». Не так давно Китай приобрел права на ремейки фильмов «Холоп», «Супербобровы», «Пара из будущего», «Призрак». Вероятно, эти адаптации тоже могут стать мировыми лидерами бокс-офиса Китая в будущем.

Прямой эфир