Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Школьники из Белгорода побывали на чемпионате по мотокроссу на «Игора Драйв»
Общество
Путин потребовал незамедлительно проводить работу по оценке ущерба от паводка
Политика
Песков рассказал о подготовке визита Путина в КНДР
Мир
В США признали наличие твердой поддержки России со стороны Китая
Мир
Десятки рейсов отменили в аэропорту Мюнхена из-за митинга экоактивистов
Мир
В Грузии указали на возможность парламента преодолеть вето на закон об иноагентах
Происшествия
Четыре человека погибли в результате ДТП в Пензенской области
Армия
Военные РФ и Сирии приняли меры для отражения готовящихся террористами ударов
Мир
Kan узнала о приостановке переговоров между Израилем и ХАМАС
Происшествия
В Краснодаре нетрезвый водитель протаранил восемь припаркованных автомобилей
Общество
В Ленобласти возбудили уголовное дело после гибели зрителя на ралли
Мир
Захарова назвала визит Путина в Китай судьбоносным для всего мира событием
Общество
В МЧС сообщили об обрушении крыши загоревшегося в Петербурге цеха
Спорт
Дацик показал «магический настрой» подготовки к бою с Тернером
Мир
Шор объявил о запуске кампании против вступления Молдавии в Евросоюз
Экономика
В Китай из РФ отправился первый поезд экспортного сервиса «Мясной шаттл»
Мир
Белорусские пограничники нашли на границе с Польшей избитых мигрантов

Задать тон

Эксперт в сфере урбанистики Алексей Хижняк — о том, как реализуется концепция 15-минутного города в российской столице.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Одна из самых модных мировых концепций в наши дни — это 15-минутный город. Согласно данной философии, у каждого горожанина всё необходимое для жизни — магазины, кафе, поликлиники, детские сады, школы, парки и т.д. — должно находиться не далее чем в 15 минутах ходьбы от дома. Данная философия соответствует трендам европейской ESG-политики (политика устойчивого развития), высвобождает время жителей, избавляет от пробок, сокращает выбросы и помогает бизнесу в создании новых рабочих мест.

Концепция 15-минутного города реализуется в Париже; этот город, по сути, является родиной идеи — её предложил взять на вооружение местным властям Карлос Морено, профессор Сорбонны. Администрация города не только развивает инфраструктуру, но и стремится пересадить жителей с автомобилей на велосипеды — для этого она сделала пешеходной набережную Сены, ограничила доступ автомобилей на несколько улиц города, расширила тротуары. Также к идее присоединилась канадская Оттава, которая объявила о планах по внедрению концепции 15-минутного города ещё в 2019 году. Для достижения этих целей город будет стремиться к тому, чтобы жители совершали более 50% своих передвижений пешком, на велосипеде или общественном транспорте, при этом план развития города рассчитан на ближайшие 25 лет. В концепцию 15-минутного города также активно включилась Барселона, которая превращает некоторые жилые районы, где в основном преобладают многоквартирные дома, в суперкварталы без автомобилей. Мадрид также объявил о планах скопировать этот подход, чтобы в соответствии со своей целью стать городом 15 минут. Опыт хотят перенять и власти Милана — они планируют развивать велосипедную инфраструктуру, которая приобрела популярность у горожан во время пандемии коронавируса.

Мы привыкли ориентироваться на мировые бенчмарки, копировать основные архитектурные и бизнес-идеи, но в случае анализа работы столичных властей хочется сказать, что Москва сама задаёт тренды. Концепция Москвы, которая реализуется уже более десяти лет, называется не «15-минутный город», а «Мой район», в котором есть всё: детский сад, школа, больница, ресторан, торговля, рабочие места.

В рамках реализации программы власти Москвы провели анализ — каких объектов не хватает жителям каждого из 125 районов столицы — и начали проводить наиболее важные и неотложные мероприятия. В частности, власти реконструировали и создали 886 парков — сегодня 90% москвичей имеют парки и скверы в шаговой доступности. И это не заброшенные территории, а качественно обустроенные. Шаговая доступность магазинов в Москве также как минимум в два раза выше, чем в среднем по России, и данная динамика продолжает сохраняться ежегодно: в частности, в проценте растущего МСП-сектора доля бизнеса, который оказывает жителям хозяйственно-бытовые и продуктовые услуги, не уменьшается.

Не менее важным показателем комфортной среды стало то, что за последние десять лет миллионы москвичей получили метро в шаговой доступности, и, когда удалось замкнуть Большую кольцевую линию метро, время, которое москвичи затрачивали на поездки по городу и до мест работы, сократилось местами вдвое.

В Москве также реализуется масштабная программа по реконструкции советских кинотеатров в различных районах города, также организовали около 300 км велодорожек и велополос (900 км вместе с выделенными полосами). Почти в каждом районе столицы есть станции велопроката. Кроме того, власти обновляют районные поликлиники по единому стандарту — чтобы там было всё необходимое медоборудование, а специалистам и жителям не приходилось ехать за врачебной помощью в другой район. В 2020–2022 годах завершилась реконструкция 60 зданий, в 2023-м работы велись и были завершены ещё в 141.

Показательным моментом для глобализации урбанистического тренда стало то, что в Москве начали реализовывать проекты КРТ (комплексное развитие территорий) в 2017 году, причём ещё до принятия профильного федерального закона (2020). Программа, которую инициировала мэрия, позволяет не только соединить в рамках одного пространства жизнь, учёбу, отдых и досуг с учётом комфортной доступной логистики рядом с ними, но и работу, что снижает дефицит рабочих мест и сокращает избыточную маятниковую миграцию. Жители, которые имеют возможность не только жить и отдыхать, но и работать около дома, существенно разгружают городскую логистику и проводят больше времени с семьями, детьми — данный факт потенциально может снизить процент разводов и повысить демографические показатели.

А с учётом потенциального строительства более чем десятка школ и садов в горизонте развития проектов КРТ можно с уверенностью сказать: и очередей в образовательные учреждения станет меньше, и уровень образования, в том числе благодаря системе подготовки педагогов и воспитателей, будет достойным.

Автор — эксперт в сфере урбанистики

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир