Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Корабль ВМС Италии сбил запущенный по торговому судну БПЛА в Красном море
Мир
Захарова назвала традиционной тактикой США лишать делегации из РФ виз
Мир
Белый дом заявил о получении Украиной новых поставок вооружения
Армия
Лейтенант Фасхутдинов с сослуживцами выявил и разгромил расчет гранатомета ВСУ
Мир
США не выдали визу делегату России для участия в заседании комитета ГА ООН
Происшествия
Один человек погиб в результате ДТП на севере Москвы
Мир
США до ноября разрешили связанные с энергетикой транзакции с российскими банками
Мир
В Белом доме указали на невозможность членства Украины в НАТО в ближайшие годы
Мир
СМИ рассказали о просьбе Нетаньяху к Байдену предотвратить выдачу ордеров МУС
Мир
В Великобритании признали неспособность санкций помешать экономике России
Общество
В минздраве КЧР рассказали о состоянии раненых при нападении на наряд ДПС
Мир
Адвокат допустил, что суд может приговорить Депардье к пяти годам заключения
Происшествия
Двое взрослых погибли и двое детей пострадали в ДТП в Подмосковье
Мир
Германия передала Украине 10 БМП Marder и снаряды для танков Leopard 2
Мир
На Украине возбудили более 11 тыс. дел в отношении уклонистов с начала СВО
Мир
Захарова напомнила США о запрете Зеленскому вести переговоры с Россией
Общество
Полиция раскрыла убийство девушки в Измайловском парке 12-летней давности

Хрупкий баланс

Востоковед Дмитрий Поляков — о причинах обострения ситуации в Ливане и нападениях на сирийских беженцев
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На фоне нового витка обострения ирано-израильской холодной войны и непрекращающегося конфликта в Газе без внимания остается ситуация в других государствах Ближнего Востока. Между тем животрепещущие процессы сегодня происходят в Ливане — начались нападения местных жителей на проживающих там сирийских беженцев. Причем этот конфликт не заурядное событие, он имеет глубокие корни.

Важно подчеркнуть, что Ливан сильно пострадал от внутреннего конфликта в соседней Сирии. Граница между странами контролируется слабо. Соответственно, это привело к неотслеживаемому потоку боевиков, различных криминальных элементов и контрабандной торговли. Но главным ударом для Бейрута стали волны беженцев. По данным ООН, Ливан — вторая страна после Турции по количеству проживающих там беженцев из Сирии. Сегодня их число оценивается в 780 тыс. человек. Однако надо учитывать, что до начала конфликта в САР в «стране кедров» находилось более 500 тыс. официально зарегистрированных сирийских рабочих. Следовательно, общая цифра значительно превышает миллион. Для пятимиллионного Ливана это ощутимая нагрузка.

Сегодня в стране расположено более 3,5 тыс. лагерей беженцев. Большинство из них — в долине Бекаа, а также в северных регионах рядом с Триполи. Однако в последнее время сирийцы всё активнее заселяют пригороды Бейрута, например Бурдж Хаммуд, где ранее превалировало армянское население. Важно и то, что у большинства беженцев нет постоянной работы, поэтому многие заняты в теневой экономике.

В ливанском обществе нет единого мнения насчет живущих с ними бок о бок сирийцах. Например, шиитское движение «Хезболла» или Сирийская социальная националистическая партия (несмотря на свое название, это ливанская партия) поддержали сирийский народ и даже воевали на стороне правительства Башара Асада. Однако большинство маронитских партий, таких как «Ливанские силы» или же суннитское «Движение за будущее» Саада Харири, наоборот, выступают против мигрантов из соседней страны и осуждают политику властей в Дамаске.

Причиной нынешних нападений на сирийцев стало убийство маронита Паскаля Сулеймана. Мужчина был координатором правохристианской партии «Ливанские силы» в городе Джбейль на севере страны. По версии ливанской армии, сирийские граждане пытались ограбить Паскаля, похитили его, потом убили, а труп вывезли на территорию Сирии.

Важно, что к расследованию инцидента сразу были привлечены сирийские правоохранительные органы. Дамаск пошел на этот шаг, чтобы не допустить напряженности в отношениях с Бейрутом. Именно сирийские силовые структуры нашли тело Паскаля, а также задержали подозреваемых на своей территории, передав их Ливану.

Дело сразу вызвало большой политический резонанс и вновь подняло тему сирийской миграции. Громче всех выступают правые христиане, особенно «Ливанские силы», обвиняя власти в сложившейся ситуации, ставшей следствием слабоконтролируемого потока беженцев из соседней страны.

Кроме того, под ударом оказались их основные оппоненты — «Хезболла». Движение обвиняют в том, что именно оно подорвало основы ливанской государственности. Правительство утратило монополию на применение насилия, а вместо него этим правом стали распоряжаться банды. По мнению «Ливанских сил», именно «Хезболла» виновата в том, что граница страны с Сирией стала проходным двором, который могут пересекать не только огромные волны беженцев, но и различные криминальные элементы.

В ливанском обществе тоже остро восприняли это убийство. Сторонники правохристианских партий стали называть Паскаля мучеником и использовать слоган «Мы будем бороться без ограничений», подразумевая неминуемый ответ. Сразу после появления сообщения о том, что тело убитого найдено, ситуация в районе Джбейли обострилась. Активисты «Ливанских сил» установили палатки на шоссе и останавливали автомобили с сирийскими номерами и проезжающих сирийцев.

Кроме того, в интернете появились видеозаписи избиений сирийцев в пригороде столицы — в Ашрафие, Бурдж Хаммуде, Зук-Мосбехе и других местах. Более того, во многих городах страны слышались призывы к возвращению сирийских беженцев домой. Из-за этого ливанская армия была вынуждена усилить свои подразделения в районах так называемых линий соприкосновения — в местах близкого проживания представителей сразу нескольких национальностей и религиозных конфессий.

Сложившаяся ситуация рискует перерасти в опасный внутренний конфликт не только на национальной, но и на конфессиональной почве. Лидер «Ливанских сил» Самир Джааджаа использует резкую риторику. В недавнем телеинтервью он заявил, что «с христианами всё в порядке, пока они противостоят шиитам». Этим высказыванием Джааджаа обвиняет в содеянном не только преступников с сирийскими паспортами, но и «Хезболлу». Между тем генеральный секретарь шиитской партии Хасан Насралла открыто обвинил членов «Ливанских сил» в том, что они провоцируют мятеж и новую гражданскую войну.

Если лидеры других правохристианских движений не предпримут практических шагов для того, чтобы положить конец подстрекательской риторике Джааджаа, Ливан может настигнуть новый общественный кризис. Важную миссию в предотвращении эскалации играет маронитский патриарх Бешар Бутрос Раи. Его роль заключается в оказании давления на ливанскую армию, чтобы та действовала более решительно в борьбе с криминалом и в консолидации политических сил, чтобы не допустить нового витка конфликта в стране.

В то же время ливанские власти, понимая, что нерегулируемое присутствие граждан соседней страны становится вызовом для внутренней ситуации, начали принимать меры. Так, министр внутренних дел Бассам Мавлави призвал ужесточить применение законов к беженцам, при этом подчеркнув, что «сирийское присутствие в Ливане должно быть сокращено».

Теперь по всей стране проводятся полицейские рейды. Под пристальное внимание ливанских правоохранительных органов попали объекты нелегального бизнеса, которыми владеют сирийцы. Кроме того, ливанские органы местного самоуправления призвали своих жителей не сдавать в аренду помещения сирийским гражданам до подтверждения их регистрации в муниципалитете. Во многом все эти действия нацелены не только на ужесточение контроля за беженцами, но и на то, чтобы вынудить часть из них вернуться домой.

Сложившаяся обстановка не сулит ничего хорошего ни для одной из сторон. Сирийцы стали заложниками ситуации. Бежав от войны в соседнюю страну, они не обрели новый дом. Большинство из них не могут вернуться назад, потому что места их прежнего проживания разрушены. К тому же из-за тяжелой социально-экономической ситуации в Сирии для многих беженцев жизнь в Ливане даже «на птичьих правах» представляется лучшим вариантом.

В самой «стране кедров» общество снова оказалось на пороге кризиса. При этом еще больше раскачивают ситуацию различные политические игроки, пытающиеся конъюнктурно заработать для себя очки на нынешней проблеме. Хрупкий баланс, установившийся в государстве после окончания 15-летней гражданской войны, рискует рухнуть. И виной этому станут силы, которые намеренно используют национальный и конфессиональный вопросы, вместо того чтобы стремиться к гармоничному сосуществованию в единой стране.

Автор — сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир